Получить права на катер можно тем же порядком, что и на другие маломерные суда (лодки, яхты гидроциклы и т. д.). При условии, что длина их корпуса не более 20 м, а допустимое число людей на борту – 12 человек. Для управления плавсредствами большего размера и вместимости требуется уже не удостоверение ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России), а совсем другие документы.
Современные словари дают такое определение катеру: «небольшое моторное судно преимущественно со стационарным двигателем и ограниченной автономностью плавания…». Впрочем, понятие «небольшое» весьма относительно: на судоходных водоемах России можно увидеть палубные катера, иногда даже с двумя деками (палубами), однако вписывающимися в параметры маломерного судна. Распространившееся название таких судов – моторные яхты.
Удостоверение ГИМС, где в разделе «Тип судна» фигурирует запись МОТОРНОЕ СУДНО/MOTORIZED CRAFT (все сведения дублируются на английском языке, поскольку российский документ - Certificate for operators of small craft - легитимен в большинстве стран мира), содержит одну принципиальную оговорку: использование маломерных судов в коммерческих целях запрещено. Так что сколько бы палуб не было на моторной яхте, прокат на ней пассажиров «по тарифу» является серьезным административным правонарушением.
Курс | Стоимость |
---|---|
Дистанционный курс (катер, лодка, гидроцикл) ВСЕ РАЙОНЫ ПЛАВАНИЯ (ВП, ВВП, МП). 15 видеолекций | 11 490 руб. |
Гидроцикл (15 мин. теория + 30 мин. практика) | 5 000 руб. |
Подготовка к экзамену (гидроцикл или моторная лодка), 2 часа занятий. Предоставление на аттестацию ГИМС | 10 000 руб. |
Практические занятия на моторной лодке (60 минут) | 6 000 руб. |
Парусное судно (60 минут) | 5 000 руб. |
Судно на воздушной подушке (60 минут) | 10 000 руб. |
Места проведения практических занятий
Из других сведений, которые зафиксированы в удостоверении ГИМС, также можно узнать о разрешенном районе (районах) плавания. Их существует три: «Внутренние воды Российской Федерации» (акватории, на которых отсутствует судоходство), «Внутренние водные пути Российской Федерации» (то есть реки, озера и каналы, где организовано судоходство) и «Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации». На лицевой стороне права на катер содержат информацию о владельце и подразделении ГИМС, выдавшем документ.
Чтобы получить удостоверение ГИМС на право управления этим типом маломерных судов, необходимо выполнить ряд действий:
Основным фактором затрат по времени и средствам здесь является обучение, которое – в зависимости от характеристик катера – может занять от одного до трех месяцев. По теории (ее в большинстве учебных организаций можно освоить дистанционно) изучается устройство судна и движителя, правила судоходства, лоция, меры безопасности, основы гидрометеорологии и другие темы. На практических занятиях, которые проводятся в специально выделенной акватории, будущие судоводители осваивают навыки управления маломерным судном.
Следует добавить, что выбор учебной структуры – задача ответственная. Дело в том, что от профильных обучающих организаций не требуется ни наличия лицензии, ни аккредитации в органах МЧС. Поэтому определить качество предлагаемых образовательных услуг бывает нелегко.
Можно уповать лишь на везение, а также отзывы в Интернете и «послужной список» конкретного учебного центра. Стоит обратить также внимание на наличие собственной «флотилии» маломерных судов и акватории для практических занятий. Кроме того, некоторые структуры, например, учебный центр АВД, база которого находится в черте столицы, в устье реки Сходни при ее впадении в Москву-реку, организуют аттестацию на своей территории с приглашением инспекторов ГИМС. Также удобна опция выдачи прав на катер без дополнительного посещения подразделения органов Инспекции.
Аттестация проходит в два этапа: сдача теории и проверка практических навыков. По теории необходимо за сорок минут ответить на 30 вопросов из разных тематических блоков. Допускается не более двух неверных ответов. На практике экзаменационная комиссия оценивает навыки управления катером на открытой воде. Причем инспекторы руководствуются не собственными ощущениями и вкусом, а требованиями приказа МЧС РФ № 885 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях» от 23 августа 2023 года. Это и действия при отходе от причала и швартовке, и удержание судна на курсе с учетом ветра и волны, и соблюдение указаний навигационных знаков, и реакция на ситуацию «человек за бортом», и многое другое.
Если в итоге по теории и практике экзаменуемый получил оценку «Зачтено», можно быть уверенным, что права на катер он заслужил.
Обучение на водителя сельхозтехники категорий С, D
В связи с подъемом сельского хозяйства в России обучение на водителя сельхозтехники категорий С, D стало востребованным. Оно касается эксплуатации тракторов с агрегированным с ними прицепным оборудованием. Напомним, по классификации Гостехнадзора к категории С относится спецтехника с двигателя...Подробнее
Получить права на моторную лодку в Москве
Чтобы получить права на моторную лодку в Москве, необходимо предпринять ряд стандартных для этого действий, предусмотренных ведомственными документами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ (ГИМС). чем где-либо в России. Требования к будущим судовладельцам одинаковы в любом регион...Подробнее
Получение прав на моторную лодку
Чтобы получение прав на моторную лодку состоялось, необходимо выполнить два обязательных условия: пройти курс профессиональной подготовки и аттестацию (экзамен) в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ (ГИМС). Следует также знать, что не на каждую лодку требуются права. Они (как ...Подробнее
Заявка на обучение
Вход в личный кабинет
Заявка на обучение